26 октября 2025 г. НЕДЕЛЯ 20-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА (787). ПАМЯТЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ В МОСКВУ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1648 г.).

Прт. Константин Буфеев проповедь

на Божественной Литургии (26.10.2025):

на Всенощном бдении (25.10.2025):

В Православной церкви память Святых Отцов VII Вселенского Cобора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября.
Седьмой Вселенский ( или Второй Никейский) собор проходил в 787 году в городе Никее при императоре Константине VI и императрице Ирине. Собор был созван против иконоборчества, ересь которого в конце VIII века обозначилась в Церкви. Византийский император Лев Исавр, его сын, а после и внук, считали необходимым упразднить почитание икон, чтобы упразднить препятствия к мирному соседству с мусульманами.
Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.
Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконах, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников.
Самым главным итогом Собора стал догмат о иконопочитании, изложенный в оросе собора. В этом документе восстанавливалось почитание икон и разрешалось употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением».

По молитвам и трудам святых Отцов, мы можем беспрепятственно совершать приходящуюся на сегодняшний день память иконы Пресвятой Богородицы Иверской.

Чудотворная Иверская икона Божией Матери, именуемая Вратарницей, почитаемая с IX века, находится в Ивероне — Иверском монастыре на Афоне. Икона была обретена в 1004 году старцем Гавриилом, который увидел ее в воде. Первоначально икону хотели установить в алтаре, но она мистическим образом оказалась при вратах монастыря, где ее решили и оставить в специально созданном киоте как хранительницу обители. Позднее икона была помещена в часовне, находящейся у ворот монастыря, в которой она пребывает и сегодня.
Эта дивная икона прославилась многими чудесами и слух о чудотворном Ея образе через паломников дошел и до Руси.
Святейший Патриарх Никон (1605-1681), тогда еще Новоспасский архимандрит, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву.
13 октября 1648 года она была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и всеми жителями столицы.
С тех пор она стала великой святыней Русской Православной Церкви — московская Иверская икона была прославлена от Господа многими чудесами.
В 1669 году Иверскую икону поместили при триумфальных Воскресенских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес. Позднее вместо него воздвигли часовню, в которой московская святыня пребывает по подобию афонского первообраза.
По традиции, всякий, идущий на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки.
После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжёлые времена. В 1918 г., к первому празднику первого мая, около часовни были помещёны красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом «Религия есть опиум для народа». В 1928 году было принято решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. Часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго была поставлена фигура рабочего, а уже в 1931 году были снесены и Воскресенские ворота.
И вот, уже на нашей памяти, в 1994—1995 годах, часовня и ворота были заново восстановлены. Для новой Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы.
И с тех пор ежедневно, с восьми часов утра до восьми вечера, в часовне совершаются молебны с пением акафиста Пресвятой Богородице Иверской.
Служит в часовне поочерёдно всё московское духовенство с певчими.
Наша чреда служения как раз была накануне праздника иконы, в пятницу 24 октября с.г. с 18.00 до 20.00. Мы почитаем за великую честь возможность молиться пред Иверским образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *