23 октября 2022 г. НЕДЕЛЯ 19-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦЕВ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА (787). ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРП. АМВРОСИЯ, СТАРЦА ОПТИНСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА (1891).

В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября по юлианскому календарю.
Седьмой Вселенский собор или Второй Никейский собор был созван в 787 году в городе Никее при императрице Ирине, вдове императора Льва Хазара. Он состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского.
Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре.
В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ирина в 784 году организовала избрание нового патриарха Константинопольского. Ирина желала видеть патриархом Тарасия, а он, в свою очередь, поддержал идею проведения Вселенского собора. Тарасий не был духовным лицом, а занимал должность асикрита — императорского секретаря.
Тарасия быстро возвели во все степени священства, и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова он был поставлен патриархом Константинопольским, которым оставался в течение следующих 22 лет. После поставления избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания. Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия. В Рим к папе Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе.
Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года. Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов. 6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора. Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев, с криками и угрозами расправы с собравшимися епископами. Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись.
Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Под предлогом войны с арабами императорский двор был эвакуирован во Фракию, а верный иконоборцам гарнизон отправлен вглубь Малой Азии, якобы навстречу арабам. Там ветеранам дали отставку и выплатили щедрое жалование. А Константинополь был передан под охрану другой по составу гвардии, завербованной из Фракии и Вифинии, где взгляды иконоборцев не получили распространения.
Завершив подготовку к Собору, Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею, в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.
В мае 787 года Ирина вновь разослала приглашения с просьбой прибыть на Собор в Никею. Состав делегаций практически не изменился. Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350—368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.
Самым главным итогом работы собора стал догмат о иконопочитании, изложенный в оросе собора. В этом документе восстанавливалось почитание икон и разрешалось употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением».
После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись:» Образ, который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».
Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано позже, на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. В ознаменование окончательной победы над иконоборцами и всеми еретиками был установлен праздник Торжества Православия.

На этот же воскресный день выпала память прп. Амвросия, старца Оптинского и чудотворца. Он и при жизни и после своей кончины, 10 (23) октября 1891 г., почитался как старец и как святой, хотя канонизирован был только в 1988 году на Поместном соборе Русской православной церкви.
После посещения Оптиной пустыни, Евгений Поселянин писал о старце так: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли.»
Преподобне отче наш Амвросие, моли Бога о нас!

Прт. Константин Буфеев, проповеди

 на Божественной Литургии:

за Всенощным бдением:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *