Тропарь праздника, глас 4-й
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак праздника, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
«Памятуете ли, братие, к чему приглашала нас Церковь, когда мы праздновали Сошествие Господа на землю? Христос на земли, взывала она, возноситеся! Если тогда было уместно и нужно такое приглашение, тем паче теперь, когда Христос возшел на небо. Когда Он сходил на землю, то, по-видимому, лучше было оставаться с Ним на земле, можно было даже ради Его сойти с неба, как и сходили многие Ангелы, а теперь явно нет причин оставаться без Христа на земле, лучше идти к Нему, быть на небе. Христос на небеси, возноситеся!
И кто бы, скажете, не пожелал быть на небе, если бы не препятствовала тому грубая плоть наша? Но, братие, не наша ли плоть была у Еноха? И, однако же, он преложен на небо (Быт.5: 24), не видев смерти, то есть вознесся туда с плотью. Не наша ли плоть была у Илии? И однако же он восхищен на небо на колеснице огненной (4 Цар.2: 11). Не наша ли плоть была у Павла? Но он был на третьем небе и слышал неизреченные глаголы. Не наша ли плоть была у всех подвижников? И каких чудес не показали они в сей плоти?
Плоть подлинно влечет всех к земле, ибо она земная; но привлекает и удерживает только тех, кои сами рады сему влечению, у коих дух столько оземленел, что потерял способность стремиться, сообразно своей природе, на небо. У тех же, кои умеют противостоять требованиям чувственности, сама плоть постепенно отвыкает от земли, принимает горнее направление, становится духовной… Любезный собрат, люби сколько хочешь землю и прилепляйся к ней, но ты оставишь ее навсегда. Твое место не здесь, а – или на небе, или во аде! Итак, лучше все употребить, перенести все трудности, только явиться на небе способным к небу, нежели, увлекаясь соблазнами или побеждаясь трудностями, быть потом низринуту с неба. Аминь.»
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский